Безопасность эксплуатации аттракционов представляет собой состояние системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления факторов опасности и контроля факторов риска. При решении вопросов безопасности эксплуатации аттракционов необходимо учитывать рост посещаемости ПКиО, обновление парка аттракционов и их представление как сложное техническое изделие, требующее соответствующий уровень технической эксплуатации аттракционов.
Сформулируем определение надежности для аттракционной техники согласно ГОСТ 27.002-15.
Надежность - свойство аттракциона сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования.
Безопасность техническая - свойство технического изделия в течение времени функционирования сохранять работоспособное состояние систем и агрегатов, обеспечивающих завершение рабочий цикл без происшествия.
Безопасность эксплуатационная - состояние, при котором возможность причинения ущерба лицам или имуществу снижена до приемлемого уровня и поддерживается на этом или более низком уровне посредством постоянного процесса выявления факторов опасности и управления факторами риска.
Таким образом, более общим определением безопасности является безопасность эксплуатационная, которое охватывает все элементы системы «человек-машина-среда». В дальнейшем под безопасностью будем понимать именно безопасность как состояние системы «человек-машина-среда».
Задача комплексной оценки безопасности при эксплуатации аттракционов требует особого внимания. Целью управления безопасностью является уменьшение вероятности и последствий происшествий, осознание причин, приводящих к происшествиям и инцидентам, играет ключевую роль в понимании и осуществлении процесса управления безопасностью при эксплуатации аттракционов. В рамках обеспечения безопасности должен использоваться современный взгляд на причинно-следственный механизм наступления происшествия, для которого требуется сочетание целого ряда способствующих этому происшествию факторов, каждый из которых является необходимым элементом, но сам по себе недостаточен для разрушения средств защиты данной системы. Часто эти происшествия являются следствием ошибки человека при принятии решения. Они могут быть вызваны активными недостатками на эксплуатационном уровне либо скрытыми условиями, способствующими преодолению заложенных в этой системе мер защиты. Подавляющее большинство происшествий вызвано сочетанием как активных, так и скрытых условий.
Ошибки и нарушения, оказывающие незамедлительное неблагоприятное воздействие, могут рассматриваться как небезопасные действия и, как правило, это действия непосредственных исполнителей. Такие небезопасные действия могут быть следствием обычных ошибок либо преднамеренного нарушения предписанных правил и практики. Реалистичный подход к рассмотрению причинно-следственного механизма наступления события предполагает наличие целого ряда условий, которые порождают ошибки или нарушения и могут повлиять на поведение, как отдельных специалистов, так и группы специалистов, объединённых для решения поставленной задачи.
Указанные небезопасные действия совершаются в эксплуатационном контексте, который включает скрытые небезопасные условия. Скрытое условие является результатом действия или решения, принятого задолго до происшествия. Его последствия могут не проявляться в течение длительного времени. Взятые в отдельности эти скрытые условия обычно неопасны, прежде всего, потому, что они не воспринимаются как недостатки. Скрытые условия могут присутствовать в системе задолго до возникновения происшествия.
Эффективное управление безопасностью при эксплуатации аттракционов нацелено на выявление и уменьшение последствий этих скрытых небезопасных условий во всей системе, а не на принятие локальных мер по минимизации небезопасных действий отдельных лиц. Подобные небезопасные действия могут быть лишь симптомами проблем с обеспечением безопасности, а не их причинами.