О Техническом Регламенте ЕАЭС №038/2016. Общие положения
Технический Регламент Евразийского Экономического Союза (ТР ЕАЭС) №038/2016 “О безопасности аттракционов” был принят 18 октября 2016 г. и вступил в силу спустя 18 месяцев, т.е. 18 апреля 2018 г.
Технический регламент устанавливает обобщенные требования к безопасности аттракционов, которые конкретизируются в перечне стандартов (ГОСТов и пр.).
13 мая 2018 г. вступило в силу Решение Коллегии ЕЭК от 10 апреля 2018 г. №53 “О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента ЕАЭС “О безопасности аттракционов”.
Техрегламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности аттракционов и связанным с ними процессами проектирования, изготовления, монтажа (сборки, установки), наладки, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
Цель Технического Регламента - защита жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды и предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение.
Действие Техрегламента распространяется на:
- временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы;
- стационарные аттракционы.
Аттракцион - это оборудование, которое предназначено для развлечения пассажиров, одним из отличительных особенностей которого является биомеханическое воздействие потенциального биомеханического риска.
Биомеханическое воздействие - это воздействие на пассажиров сил, связанных с их перемещением, в частности, это подъём или спуск с большой высоты, перемещение с большой скоростью и подъём или спуск в кресле с наклоном вперед, назад или набок.
Степень безопасности рассчитывается исходя из потенциальных биомеханических рисков, которые Техрегламент подразделяет на 4 вида:
- RB-1 - высокая степень потенциального биомеханического риска - вероятность причинения пассажиру вреда, создающего угрозу для его жизни в результате биомеханических воздействий
— высота подъёма пассажира свыше 8 метров;
— скорость свыше 20 м/с;
— Подъем или спуск в кресле с наклоном:
высота подъёма пассажира свыше 3 метров и
угол наклона кресла вперёд (в градусах) от 135 до 180, наклон назад от 135 до 180 , наклон вбок от 120 до 180;
2. RB-2 - средняя степень потенциального биомеханического риска - вероятность причинения пассажиру тяжкого вреда здоровью в результате биомеханических воздействий.
-высота подъёма или спуска от 2 до 8 метров;
-скорость от 10 до 20 м/с;
— Подъем или спуск в кресле с наклоном:
высота подъёма пассажира от 2 до 3 метров и
угол наклона кресла вперёд (в градусах) от 45 до 135, наклон назад от 105 до 135, наклон вбок от 60 до 120;
3. RB-3 - низкая степень потенциального биомеханического риска - вероятность причинения вреда с временной потерей трудоспособности пассажира в результате биомеханических воздействий.
-высота подъёма или спуска от 0,4 до 2 метров;
-скорость от 3 до 10 м/с;
— Подъем или спуск в кресле с наклоном:
высота подъёма пассажира от 0,4 до 2 метров и
угол наклона кресла вперёд (в градусах) от 10 до 45, наклон назад от 95 до 105, наклон вбок от 30 до 60;
4. RB-4 - ничтожная степень потенциального биомеханического риска - вероятность причинения вреда без какой-либо формы нетрудоспособности пассажира в результате биомеханических воздействий.
Нормы Технического регламента не распространяются на аттракционы со степенью риска RB-4 и на оборудование детских игровых площадок, которые подпадают под действие норм ТР №042-2017 “О безопасности оборудования детских игровых площадок”, который вступил в силу в ноябре 2018 г.
1 из 3
Виды аттракционов, на которые распространяет своё действие Техрегламент:
- механизированные аттракционы - то есть перемещающие пассажиров по заданной траектории или в пределах ограниченного пространства посредством использования энергии различных видов, за исключением мускульной энергии человека:
а) аттракционы механизированные поступательного движения (в том числе с использованием воды), то есть перемещающие пассажирские модули преимущественно поступательно по направляющим:
-катальные горы;
-башни свободного падения;
-катальные горы водные на лодках или плотах;
-катапульты;
-поезда парковые на рельсах;
-монорельсовые и канатные парковые дороги.
1 из 8
б) аттракционы механизированные вращательного движения - перемещают пассажирские модули преимущественно вращательно (путём вращения и (или) раскачивания), в том числе со сложным движением. К ним относят:
-колёса обозрения;
-качели;
-карусели.
1 из 4
в) аттракционы механизированные сложного движения - перемещают пассажирские модули по сложной траектории или в сочетании с изображением, демонстрируемым пассажирам:
-с поступательно-вращательным движением;
-механизированные кресла кинотеатров;
-симуляторы;
-аттракционы на основе промышленных роботов.
5 из 5
г) автодромы и картинги - аттракционы, в которых пассажирские модули могут свободно перемещаться вне направляющих движения в огороженном (ограниченном) пространстве:
-сталкивающиеся автомобили;
-парковые автомобили или автопоезда;
-картинги (в том числе на эстакадах);
-скоростные дороги с мини-автомобилями.
1 из 4
22) немеханизированные аттракционы
а) аттракционы надувные - аттракционы, конструкция которых состоит из одной или нескольких оболочек, соединённых между собой и поддерживаемых избыточным давлением нагнетаемого воздуха:
-батуты надувные;
-горки;
-лабиринты.
1 из 4
б) аттракционы водные немеханизированные - аттракционы использованием воды для аквапарков, бассейнов, водоёмов. Регулируются дополнительно Приложением № 4 к Техрегламенту “Требования безопасности к аттракционам водным немеханизированным”.
-водные спуски прямые и с виражами;
-трамплины;
-плавающие платформы;
-частично погруженные в воду;
-с выливанием воды на посетителей.
1 из 4
в) немеханизированные аттракционы:
-горки;
-качели;
-карусели;
-”тарзанки”;
-батуты.
3) аттракционы для детей - специально спроектированные аттракционы для для развлечения детей ростом от 90 до 160 см. Дополнительно регулируются Приложением № 3 к Техрегламенту “Требования безопасности к аттракционам, предназначенным для детей”:
-горки, спуски;
-качели;
-карусели;
-электромобили или педальные автомобили.
По всем вопросам проведения сертификации, экспертизы технической документации и другим вопросам о безопасности ваших аттракционов обращайтесь за консультацией к экспертам нашего Аналитического Центра